Centrum Kultury Polskiej
Mariupolski Uniwersytet Państwowy

 
Forum
Forma logowania
Login:
Hasło:

Mapa strony

Statystyka

Witaj, Gościu · RSS 24.11.2017, 08:42

[ Nowe wiadomości · Regulamin forum · Wyszukiwanie · RSS ]
Страница 1 из 11
Forum » Międzynarodowа Konferencjа Internetowа "AKTUALNE PROBLEMY SLAWISTYKI" » Секция 4. Методика преподавания славянских языков и литератур. » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ (Сотниченко М. М., учитель-методист ООШ № 41 г. Мариуполя, Ук)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ
PedchenkoData: Poniedziałek, 08.06.2015, 13:34 | Wiadomość # 1
Grupa: Проверенные
Wiadomośc: 22
Plusiki: 1
Status: offline
Сотниченко Марина Михайловна,
учитель-методист ООШ № 41 г. Мариуполя, Украина


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ


Реализация коммуникативной, экспрессивной и эстетической функций языка в публицистическом стиле
(на примере рекламных текстов)


Цель: обучающая: создать условия для осознания учащимися своеобразия функций, исполняемых публицистическим стилем; рассмотреть закономерности построения рекламных текстов (слоганов), особенности языковых приемов и методов воздействия на потребителя; обучать следованию нормам современного литературного языка при составлении рекламных текстов;
развивающая: развивать лингвистическое мышление, логику понимания современных текстов;
воспитываюшая: воспитывать качества коммуникативной личности (умение добиваться поставленных целей посредством убеждения собеседника; умение не только ясно формулировать свои мысли, но и прилагать усилия для понимания собеседника); пропагандировать здоровый образ жизни, осудить любые проявления жестокости в средствах массовой информации.

Ход урока
1. Организационный этап. Учитель
1.1. предлагает заполнить лакуны в формулировке темы. : «Реализация … , экспрессивной и эстетической функций языка в … стиле (на примере рекламных текстов)»;
1.2. выясняет вопрос о том, на основании каких особенностей реклама – текст публицистического стиля.
2. Мотивационный этап:
2.1. демонстрация плаката о курении: «Как Вы понимаете основной замысел авторов этого плаката – социальной рекламы: smoke childhood out;
2.2. учащиеся высказывают мнения об идее авторского замысла;
2.3. авторский замысел: осудить курение в присутствии детей. Как вы считаете, по какой причине авторский замысел оказалось так трудно распознать?
2.4. Ответ: нет доступного пониманию текста, слогана.
2.5. Как называются профессии, связанные с составлением рекламы?
Рекламист – составитель рекламы. Копирайтер (от англ. copyright – авторское право) – составитель рекламных текстов, слоганов.
3. Объявление цели урока. Главным, смыслообразующим элементом рекламы является текст. Поэтому мы и поставили цель: исследовать особенности публицистического стиля на примере рекламных текстов.
4. Актуализация знаний: «Какие функции языка должна выполнять реклама? Иначе: какой должна быть хорошая реклама?»
Предполагаемый ответ: реклама должна быть содержательной, точно выражать замысел, идею, производить впечатление, быть эмоциональной, запоминающейся, т.е. реализовывать коммуникативную, экспрессивную и эстетическую функции.
Начнём с экспрессивной и эстетической функций. Как вы думаете, какими средствами языка может быть реализована экспрессивная функция?
Предполагаемый ответ: с помощью средств художественной выразительности.
Вспомним, средства художественной выразительности. В домашней работе (приложение 1) есть табличка, напоминающая вам виды тропов, синтаксические фигуры. Дома нужно будет соотнести вид тропа, фигуры и определение, а на уроке определим их на практике.
5. Первичное усвоение новых знаний. Работа в группах над текстами рекламных слоганов, определение средства художественной выразительности, реализованного в конкретном слогане. Учитель: «Давайте обсудим рекламные слоганы, признанные удачными. После обсуждения в течение 1 минуты вы должны выразительно прочитать слоган и определить средство художественной выразительности, которое лежит в его основе»:
№ группы Слоган
1 Вода замерзает при 0°С. Доказано Цельсием.
Надежная бытовая техника существует.Доказано Zanussi.
2 Чистота – чисто Tide.
3 Есть вещи, которые нельзя купить.Для всего остального есть Mastercard.
4 Время есть. Есть Meller.
5 Все в восторге от тебя. А ты от Мэйбеллин.
6 Хорошо там, где мы есть.
6. Первичная проверка:
№ Слоган Предполагаемый ответ
1 Вода замерзает при 0°С. Доказано Цельсием. Надежная бытовая техника существует.
Доказано Zanussi. Слоган состоит из двух частей, построенных с использованием принципа синтаксического параллелизма. Порядок слов в предложениях, даже намеренный лексический повтор (слово доказано), внушает потребителю мысль о существовании только одной фирмы, достойной доверия.
2 Чистота – чисто Tide. Использование приема каламбура становится основой построения рекламы стирального порошка. Прием параллелизма – одинаковое синтаксическое построение отрезков речи – делает слоган кратким и запоминающимся.
3 Есть вещи, которые нельзя купить.
Для всего остального есть Mastercard. В основе слогана – антитеза, выраженная описательно: ряд вещей нельзя купить (перечисляются ценности материального плана) – все остальное купить можно, и в этом поможет Mastercard.
4 Время есть. Есть Meller. Рекламный слоган – Время есть. Есть Meller – основан на использовании многозначности слова есть. Время есть – используется форма настоящего времени глагола быть. Есть Meller – к указанному значению слова добавляется значение «употреблять в пищу». Приращение смысла позволяет воспринимать рекламный товар (ирис) наравне с философской категорией времени. Благодаря многозначности слогана восприятие рекламы может быть и иным: она сообщает покупателю мысль, что есть «Мeller» так же необходимо, как пить чай, чистить зубы, принимать душ и т.д., что потребителю легко найти в жизни время на употребление ириски «Meller».
5 Все в восторге от тебя. А ты от Мэйбеллин. Использование приема парцелляции в построении данного слогана и цепная связь между предложениями позволяют сделать в устной речи интонационное выделение главного. В первом предложении местоимение все, во втором – местоимение ты помогают воспринять движение мысли о том, что является поводом для восторга.
6 Хорошо там, где мы есть. Слоган краток, энергичен, привлекает внимание, обещает определенное благо, ощущение комфорта и надежности. Используется трансформация известного выражения «Там хорошо, где нас нет» со сменой значения на позитивное. Логическое ударение в исходном выражении – на слове нет, в слогане – на выражении мы есть, которое воспринимается в значении «мы находимся, существуем».

7. Первичное закрепление.
7.1. Учитель: «Вы думаете составить слоган трудно? Вовсе нет. Посмотрите, как это легко удаётся сделать хорошему поэту В. Маяковскому. В домашнем задании записаны слоганы, которые сейчас прозвучат. Вы должны будете определить средства художественной выразительности, лежащие в их основе».
7.2. Демонстрация отрывка из сериала «Маяковский. Два дня», 5 серия, минуты: 26.53 – 29.53
7.3. Обсуждение:
7.3.1. «Ребята, как Вы думаете, зачем талантливый поэт расходовал свой дар на составление рекламных слоганов, которые, как Вы, наверное, понимаете, всё же искусством не являются?»
Предполагаемый ответ: «Маяк верил в то, что его творчество должно способствовать экономическому развитию родной страны, поэтому по его же словам, иногда наступал «на горло собственной песне».
7.3.2. Одна из реклам, прозвучавших в фильме в наше время запрещена. Но из фильма эпизод не выбросишь. Чтобы реабилитировать себя как учителя, и Маяковского как поэта и человека, ученик выучил стихотворение, похожее на социальную рекламу. Оно называется «Я счастлив». Ученик читает стихотворение, но не дочитывает последнюю строчку. Учащиеся должны будут сказать, отчего счастлив лирический герой, сочинить последнюю строчку стихотворения и ответить на вопрос: «Какие языковые средства помогли поэту достичь реализовать идею?»
7.3.3. Чтение заранее подготовленным учеником (или учителем) стихотворения В.Маяковского «Я счастлив».
7.3.4. Проверка сочинённой учащимися последней строчки.
7.3.5. Обсуждение стихотворения.
Предполагаемый ответ: «Окказионализмы, просторечные слова, простые, эллиптические предложения, риторические обращения и риторические вопросы».
8. Применение знаний и умений в новой ситуации. Решение коммуникативных задач в группах:
№ Задачи
1 Представьте себе следующую ситуацию. Человек прочитал в газете рекламу некоего товара, скажем, велосипедов. И там было сказано: «Цены — от 50 у.е.». Приходит он в магазин по указанному адресу, а там велосипеды по 100 и более у.е. Можно ли считать, что его обманули?
2 Рекламный щит информационной компании в Москве гласит: «Мы работаем на Льва Толстого». Как это следует понимать?
3 Я обратила внимание на рекламу, появившуюся на бигбордах нашего города. Внимание на экран. Несколько раз меняла к ней отношение. Как Вы думаете, что заставляло меня задуматься и к какому выводу по поводу этой рекламы я пришла?
«Единое такси»
4 Реклама шоколада гласит: «Тает во рту, а не в жару!» Что не совсем удачно в этом тексте с лингвистической точки зрения?
5 Нейминг – изобретение новых названий для товаров, продвигаемых на рынке (так называемых товарных знаков). Почему шоколадные конфеты называют по имени Красной Шапочки и не используют имя Золушка.
6 Что предлагают фирмы, марки, магазины, имеющие следующие названия: «Добавкин» , «Иван Сусанин», «Снежная королева», «Старик Хоттабыч», «Дюймовочка», «Золушка», «Доктор Айболит», «Огородыч», «Быстров», «Клёвое место».
Выступление спикеров. Предполагаемые ответы:
Ответы
1 Формально рекламодатель не нарушил никакого закона. Ведь в объявлении было сказано: «Цены — от 50 у.е.». А от 50 у.е. (начиная) — это и 55, и 100, и 200... По сути же это рекламный трюк, когда потребителю предлагают величины, психологически для него приемлемые и привлекательные, и он клюет на эту удочку, не очень-то задумываясь над значением предлога от. А его значение в данном случае — ‘точка отсчета’, ‘нижняя граница’.
2 Если было бы написано: «Мы работаем на улице Льва Толстого», то никаких проблем с пониманием вообще бы не возникло. Но создатели рекламного текста намеренно использовали в данном случае прием синтаксической компрессии, чтобы направить восприятие по ложному пути, как бы ‘мы работаем на благо Льва Тол-стого’. Необычность, странность текста – один из способов привлечь внимание к содержанию рекламы.
3 Использовано слово «единое», а не «единственное», т.к. в городе, действительно недавно создана единая кампания, в которой объединены все ранее существующие. Но в рекламе допущена орфографическая ошибка: «о прибытие» вместо «о прибытии» (правописание окончаний слов на -ия, -ие, -ий).
4 В рекламном тексте противопоставлены друг другу место (где? во рту) и время (когда? в жару). Нарушено логическое правило единого основания при противопоставлении.
5 События, связанные со сказкой «Красная Шапочка», вызывают у людей положительные кулинарные ассоциации: пирожки, молоко, домашняя кухня. Этимология же слова «Золушка» связана со словом «зола».
6 Добавкин – торговая марка кетчупов, майонезов; «Иван Сусанин» – туристическая фирма; «Снежная королева» – изделия из кожи и меха, «Старик Хоттабыч» – напольные покрытия, обои, хозяйственные товары, «Дюймовочка» – детский ассортимент, «Золушка» – хозяйственные товары, «Доктор Айболит» –ветеринарные клиники, «Огородыч» – журнал для дачников, «Быстров» – торговая марка каш быстрого приготовления; «Клёвое место» – магазин рыболовных снастей.

9. Рефлексия. Главный герой повести В.Пелевина «Generation “П”» – копирайтер. Он утверждает: «...Большинство рекламируемых объектов связывается определенным типом личности, чертой характера... Реклама формулирует это так: “Я спокойный и уверенный в себе человек, поэтому я покупаю красные тапочки”. Субъект, ... желающий добавить в свою коллекцию такие черты, как спокойствие и уверенность в себе, ... запоминает, что надо приобрести красные тапочки».
Учитель: «Как же достигается коммуникативная цель рекламного текста? Напомните, какими качествами должна обладать коммуникативная личность?»
Предполагаемый ответ: «Умение добиваться поставленных целей посредством убеждения собеседника; умение не только ясно формулировать свои мысли, но и прилагать усилия для понимания собеседника».
10. Домашнее задание – приложение 1 (объяснение заданий предлагалось по ходу урока). Ключ для учителя: задание № 1
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
м д к з н л о п е ж в г а и б

Решение коммуникативной задачи: «Лозунг «Все уже перешли на новый тариф. Присоединяйтесь и вы!» нарушает законы логики. Множество «все» всеобще, оно охватывает и того человека, к которому обращаются. Тогда зачем ему переходить на новый тариф? Чтобы избежать противоречия, следовало бы сказать: «Большинство пользователей уже перешли на новый тариф. Присоединяйтесь и вы!»


Wiadomość zredagowana przez Pedchenko - Poniedziałek, 08.06.2015, 13:36
 
Forum » Międzynarodowа Konferencjа Internetowа "AKTUALNE PROBLEMY SLAWISTYKI" » Секция 4. Методика преподавания славянских языков и литератур. » МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ (Сотниченко М. М., учитель-методист ООШ № 41 г. Мариуполя, Ук)
Страница 1 из 11
Поиск:
Новый ответ
Imię:
Tekst wiadomości:
Kod bezpieczeństwa:

Copyright РФП МГУ © 2017
Веб-дизайн, технічна підтримка та адміністрування: Белла Марина Віталіївна its.me.marina@gmail.com
Конструктор сайтов - uCoz